Том Дженсен

Драматург

Том Дженсен в основном пишет абсурдистские комедии. В 2014 году он участвовал в программе писателей театра Роял-курт. В июле 2017 года в Нью-Йорке был организован Фестиваль его коротких пьес. Другие недавние постановки: «Drone» и «Clean Break» в театре Old Red Lion в Лондоне, «Writers’ Group» в рамках конкурса Pint-Sized Plays в Уэльсе и «Elevator Pitch» в рамках фестиваля Short + Sweet Hollywood, Лос-Анджелес. Вы можете узнать больше о работах Тома на сайте www.tomjensen.co.uk и в Twitter @absurdistworld.


Вы часто ходите в театр?

 

Как можно чаще, это означает примерно раз в две недели. Но я также посещаю драматургические и драматические группы, поэтому я трачу много времени, сосредоточившись на театре.

 

Какую пьесу вы никогда не напишете?

 

Пьесу, в которой идея важнее, чем история.

В нашей жизни так много проблем - политика, отношения, общество, технологии и т. д. – те, о которых всегда пишут драматурги. Но результатом является однообразная диета в пьесах, которые делают заявления, а не рассказывают истории. Если бы я захотел составить мнение по актуальной проблеме, я бы предпочел посмотреть телевизионные дебаты или почитать газеты. Для меня театр существует, чтобы рассказывать увлекательные и оригинальные истории, а не эхо сообщений, которые мы слышим в СМИ каждый день.
 

Расскажите нам о своей первой пьесе. Что побудило вас написать её?

 

Я думаю, что это была моя 10-минутная комедия «Домашние новости». Она имела форму телевизионной новостной сводки с двумя дикторами, сообщающими новости о собственной бурной личной жизни. Тогда я выступал со своей дочерью в местной постановке с участием чокнутого физического театра, и это вдохновило меня написать что-то самостоятельно. Я подал две короткие пьесы в театр и был удивлён, когда там согласились поставить их.

 

Вы учились писать пьесы?

 

Я изучал пьесы в школе и университете, но формально писать их не учился. Я начал писать драму намного позже, по собственной инициативе. Несколько лет назад посещал драматургические курсы в Арвоне и Театре Роял-Курт. Они были увлекательны, дали мне много идей, их вели блестящие преподаватели. Я также поддерживал связь с некоторыми сокурсниками, и совместно мы выпустили новые сценарии для шоу в Лондоне.

 

Над чем вы сейчас работаете?

 

Я заканчиваю 60-минутную пьесу о человеке с ежом в мозгу. Я начал работать над ней много лет назад, увидев в газете фотографию сканирования мозга и (почему-то), подумал, что в мозгу есть еж! Я закончил первый вариант три года назад, но отзывы были такими, что главный герой вышел слишком пассивным, и было слишком много подсюжетов и второстепенных персонажей. Я начал переписывать её прошлым летом и считаю, что новая версия лучше.

 

Можете ли вы вспомнить самый яркий эпизод из своего детства?

 

Возможно, создание моделей планеров и их запуск за городом вместе с отцом. Ничто не вызывало волнений, когда мы смотрели, как они летают, хотя они обычно разбивались! Это было моим хобби в течение нескольких лет, прежде чем мой интерес к музыке и девушкам вытеснили его.

 

Расскажите нам о пьесах и драматургах, которые вам нравятся.

 

Мой любимый драматург - великий абсурдист Эжен Ионеско. Вместо того, чтобы отражать реальный мир, он перевернул его с ног на голову, но всегда делал своих персонажей симпатичными. В своей самой известной пьесе «Носорог» он изображает город, люди которого постепенно превращаются в носорогов. Реакции персонажей на это преобразование трагикомичны и странно правдоподобны. И в «Лысой актрисе» (вдохновленный английским учебником) и «Уроке» он создает сильную человеческую драму, полностью ломая язык и смысл.

На мой взгляд, ни один современный драматург не имеет такого сочетания оригинальности, трагической глубины и юмора, присущего Ионеско. Другие же писатели-абсурдисты приблизились к этому, и мне нравятся такие классические произведения, как «Служанки» Жене, «В ожидании Годо» Беккета, «Симпатичный маятник» Н.Ф. Симпсона, «День рождения» Пинтера и «Кто боится Вирджинии Вульф?» Олби.

Но я увлекаюсь пьесами любого жанра, древнего и современного. Мне нравятся сатирические комедии, в частности «Мизантроп» Мольера, «Ревизор» Гоголя и «Абигейл» Майка Ли; серьезные драмы, такие как «Три сестры» Чехова, «Стеклянный зверинец» Теннесси Уильямса и «Истинный Запад» Сэма Шепарда; и экспериментальные пьесы, такие как «Наслаждайтесь» Алана Беннетта, «Голубой чайник» Кэрил Черчилль и «Медвежьи объятия» Робина Френча.

 

Что вы думаете о Шекспире?

 

К сожалению, мой первый контакт с лауреатом состязаний поэтов, был в форме чтения его пьес как заданных текстов, я не видел их на сцене. Я понимал их интеллектуально, но никогда не чувствовал вибрации, исходящей от живых выступлений. Когда позже я увидел такие фильмы, как «Ромео и Джульетта» Дзеффирелли, и поставил такие спектакли, как «Как вам это понравится» в университете, я смог их полностью оценить. В течение долгого времени Шекспир в Великобритании ассоциировался с социальной элитой, и многие постановки ощущались вне досягаемости жизни простых людей. К счастью, это меняется. Полная жизнеспособность творчества Шекспира должна быть восстановлена, чтобы каждый мог соприкоснуться с ней.

 

Расскажите об основных проблемах, трудностях и препятствиях, с которыми сталкиваются современные драматурги в Великобритании.

 

Я не могу выступать от имени других британских драматургов. Но я знаю, что многие борются с сокращением финансирования искусства, неприятием риска театрами, «лондонцентрическим» характером индустрии и тем, что в ней доминируют мужчины.

Для меня главная трудность - это то, что люди ожидают от театра. В эпоху Нетфликс, Ютуба и киноблокбастеров, драматурги находятся под все большим давлением, заставляющим создавать реалистические истории. Хотя сюрреализм и абстракция существуют на экране, доминирующей формой является реализм. Театр в Великобритании отражает это, и абсурдистские пьесы часто не воспринимаются всерьез.

 

Есть ли в Великобритании темы, которые не поднимаются в драме?

 

Я не знаю ни одной. Пьесы часто охватывают такие темы, как наркотики, класс, сексуальность, терроризм, монархия, религия, окружающая среда, технология и т. д. Мне не известны какие-либо табу. Очень часто писателей обвиняют в клевете или лжи, но, как правило, существует значительная свобода слова.

 

Что вы думаете о России?

 

Я никогда не был в России, так что все, что я знаю, это то, что я почерпнул из чтения, средств массовой информации и общения с людьми. Это, очевидно, огромная страна с длинной историей и огромным разнообразием пейзажей, людей и культур. Я когда-то кратко изучал русский язык, и мне нравятся сочинения Достоевского, музыка таких композиторов, как Мусоргский, и картины таких художников, как Шагал. Но я не знаком с современным искусством России.

Что касается политики, то, на мой взгляд, Россия идет в неправильном направлении. Путин ведет себя как бандит дома и за рубежом. Он разжигает худшие инстинкты людей: национализм, ксенофобию и ненависть к прогрессивным ценностям, даже к самому разуму. К сожалению, подобное отношение распространилось также в Америке и Великобритании, с Трампом и Брекситом. Я думаю, что это опасно для планеты, и я очень беспокоюсь об этом.

 

Существуют ли стимулы для драматургов в Великобритании, такие как конкурсы, стипендии или программы наставничества?

 

Да, вполне. Есть бесчисленные конкурсы сочинений. Я регулярно в них участвую, и это держит меня мотивированным. Некоторые возможности платные, но некоторые из них бесплатны. Моя основная поддержка была оказана по программе  Роял-Курт, за что я ничего не заплатил. Но многие другие стоят денег, даже появилась целая кустарная индустрия, чтобы обслуживать писателей, отчаявшихся преуспеть на переполненном рынке.

 

Расскажите о своих творческих планах.

 

У меня нет планов, кроме завершения моей последней пьесы. Но однажды я хотел бы заняться живописью. Раньше это была моя одержимость (я надеялся продолжить карьеру в искусстве), и я много лет рисовал в свободное время, в основном в псевдо-сюрреалистическом стиле. Когда я обратился к драматургии, я начал пренебрегать изобразительным искусством, хотя мне все еще нравятся галереи и выставки. Я также хотел бы снова учиться игре на фортепьяно - но, вероятно, этого не произойдет, пока я не уйду на пенсию!

 

Как вы пишете пьесу? Расскажите, как это происходит.

 

Мои пьесы всегда начинаются с идеи. Например, человек с ежом в мозгу. Или два незнакомца, соглашающихся пожениться во время деловой встречи. Я считаю, что относительно легко превратить идею в 10-минутный отрывок. Но идея должна быть очень мощной, если я хочу написать полноразмерную пьесу.

Когда у меня возникает идея, я думаю о том, как перевести ее в правильную историю. Я изобретаю персонажей, каждого со своими собственными желаниями, и, конечно, определенное время и место. Я никогда не планирую все заранее, но обычно имею общее представление о том, что произойдет.

Довольно часто история имеет неожиданный оборот. Например, я начал пьесу о том, что клиент возвратил свою жизнь обратно в магазин за возврат денег. Потом я решил, что вместо денег продавец может дать ему рождение. Пьеса заканчивается тем, что клиент покидает магазин новорождённым и счастливым.

Я часто бросаю пьесу на полпути, возможно потому, что стиль слишком натуралистический, или тема слишком болезненна для меня лично. Я могу предать сценарий забвению на много лет, прежде чем подумать о новом подходе и спасти его.

 

Вы когда-нибудь писали пьесу на заказ?
 

Нет.

 

Вы когда-нибудь работали над пьесой вместе с режиссером или театром?

 

Я иногда работал с режиссерами над своими пьесами, давал указания и иногда переписывал отрывки. Но это только после того, как я написал всю пьесу. Я никогда не «разрабатывал» идею с режиссером.

 

Является ли современная пьеса востребованной в Великобритании?

 

Да, есть большой спрос на драму о сегодняшней жизни и актуальные истории. Некоторые современные писатели, такие как Джез Баттеруорт, чрезвычайно успешны. Существует также значительное пересечение между театром, телевидением и фильмом, и многие драматурги работают в других сферах.

 

Расскажите нам о своей повседневной жизни.

 

У меня есть работа на полную ставку, работаю за письменным столом. По вечерам я возвращаюсь домой или занимаюсь театром. Я провожу выходные с семьей, встречаюсь с друзьями и стараюсь делать много упражнений. Я также слушаю радио, смотрю телевизор и читаю романы. Иногда я отправляюсь в отпуск. Мое писательство умещается между всеми этими делами.

 

Расскажите нам несколько слов о своей пьесе, которая будет показана в России.

 

У меня появилась идея «Карьерных возможностей», когда я подумал о том, как будущее планируется для детей в школе. Вместо этого я решил изобразить учителя, дающего его ученику противоположный совет.

У пьесы было две читки в Лондоне и полная постановка на фестивале моих пьес в Нью-Йорке.

 

Как вы представлены в сети? (ссылки)

 

Мой сайт: http://www.tomjensen.co.uk/

Мой аккаунт в  Twitter - @absurdistworld